Наташа Пуше, кандидат филологических наук, автор проекта «Культура в нас».

 

НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ:

КОНТИНУУМ ДРЕЙФУЮЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ.

 

Когда родители читают маленькому ребёнку книжки, то они снабжены картинками. Родители читают, а ребёнок смотрит. И функция воображения заменена, в виду малого житейского опыта, картинками. Становясь взрослее, ребёнок вынужден читать книги, в которых картинок становится всё меньше и меньше. А ребёнка никто не учит, что делать, когда читаешь. Ребёнок испытывает большие трудности, когда переходит от книги, полностью иллюстрированной, к книгам, в которых встречается две-три иллюстрации.

Мы считаем, что если мы научили человека читать буквы, из них складывать слова, из этих слов –  предложения, то на этом наша функция по обучению чтению закончена.

Никогда ни учитель, ни родитель не спросит ребёнка о том, как он представляет то, что прочитал. При проведении занятия проекта «Культура в нас», например, по «Руслану и Людмиле», дети читают фрагмент про Фарлафа и Рогдая:

И, времени не тратя боле,

Фарлаф, покинув свой обед,

Копьё, кольчугу, шлем, перчатки,

Вскочил в седло и без оглядки

Летит — а тот за ним вослед.

У детей когда спрашиваешь, что произошло, они отвечают, что Фарлаф оставил обед, взял копьё, кольчугу, шлем, перчатки и поехал навстречу Рогдаю. Причем перечитывать можно по 2-3 раза, и всё равно.

Прежде чем приобщать детей к чтению,  нам надо самим понять, что такое чтение. Хорошо было бы ответить на такой вопрос, что такое чтение. На юбилее Е.А. Евтушенко выступила 6-тилетняя девочка, которая очень бойко и с выражением читала его стихотворение. Очень красиво читала, правильно потряхивая головой и жестикулируя вовремя. Это был подарок Евгению Евтушенко: вот как молодое поколение читает его стихи. Но Евгений Александрович наклонился к маленькой девочке и спросил: «Деточка, а ты что-нибудь поняла?» На что девочка также радостно и весело сказала: «Не-а!» Великий русский поэт сказал: «Понятно». Сюрприз не удался. А она-то читала. С выражением, очень громко. И её научили произносить слова. Но забыли сказать, что то, что она читает, надо понимать. А почему? Потому что те взрослые, которые её учили, им даже в голову не пришло, что надо понимать то, что читаешь. Итак, что мы имеем? Мы имеем целую армию бойко читающих детей. И мы имеем поколение, у которого нет в голове, что нужно понимать то, что читаешь, и которое учит младшее поколение, как читать, не понимая. И это непонимание касается не только литературы, это касается и математики, и биологии, физики, химии. Как будто у нас проблема только с тем, что дети не читают и не понимают только художественную литературу.

К одиннадцатому классу они хуже пятиклассников. Но на втором часу занятия проекта "Культура в нас" они понимают, что с ними  общаются и их мнение кого-то интересует. И они кого-то интересуют. Система ЕГЭ во многом виновата. Если на экзамене тебя слушают, на тебя  обращают внимание, то на ЕГЭ это просто отсутствует. У школьника даже имени нет – он просто номер.  Вот, например, из 20 человек 11-го класса после занятия проекта «Культура в нас» по  «Евгению Онегину» А.С. Пушкина 12 человек на вопрос, как они могут применить новые полученные знания в своей жизни, оставили этот вопрос без ответа. Остальные ответили: «Для ЕГЭ». В классах, в которых учителя обращают внимание на учеников, уделяют внимание общению с ними, легче работать. Например, 6 класс. На вопрос «что тебе особенно понравилось на занятии» отвечают «как с нами общались», «понравился разговор с нами», «понравилось, что нам дают высказаться» и «оказывается, кого-то интересует то, как я думаю», «кого-то интересует моё мнение». Они пишут о том, что им понравилось думать на уроке, им понравилось высказываться о том, о чём они думают. И они удивлены тому, что их одноклассники такие интересные люди. Они узнают друг друга. И это  очень интересно наблюдать в каждой параллели без исключения, с пятого по одиннадцатый класс. А также в начальной школе. Это говорит нам о том, что молодое поколение хочет общаться, оно хочет думать, оно готово говорить с нами о том, что их волнует, и это наша ответственность научить их этому. Оно соскучилось по выражению, высказыванию своих мыслей. Отсюда такое повальное увлечение социальными сетями, блогами, интернетом, выкладыванием фотографий, обсуждением их. Потому что это очень большая площадка для общения. Единственное – они не знают, как это делать. И люди не получают удовлетворения от этого «технического» общения, потому что оно никогда не сможет заменить общение в близком контакте, глаза в глаза, живое общение с реальным человеком, когда человек видит тебя, слышит тебя, понимает тебя, высказывает тут же свои ответные идеи, соучаствует. Именно для этого, с нашей точки зрения, нужны уроки литературы. В школьную программу входят произведения, которые должны производить сильный эффект на читателя. И они производят этот эффект. Ребёнок приходит на урок с этим впечатлением – а мы ему вопрос «образ Татьяны в «Евгении Онегине». У Татьяны нет образа. Для ребёнка, для читателя – это не образ. Понятие «образ» - это понятие литературоведческое. Это понятие для человека, который литературу сделал для себя профессией. А в классе мы имеем читателя, на которого произвёл впечатление Пушкин, создавший такую выдумку, как Татьяна, как Ленский или как Руслан. Это «реальные люди». Писатель воссоздаёт как бы реальных людей. При чтении художественного произведения главное – тот отклик, которое оно вызывает в читателе, суждение, которое вызывает воображение читателя. И мы на уроках литературы должны учить создавать своё мнение, учить высказывать суждение по поводу данного художественного произведения. Таким образом мы научим детей тому, что это правильно иметь своё собственное суждение, и суждение о жизни в том числе. Писатель создаёт в своём произведении свою собственную вселенную, наподобие той вселенной, в которой мы живём. Только он смотрит на эту вселенную с какой-то своей точки зрения. И она может заинтересовать читателя, а может и не заинтересовать. Может найти отклик, а может и не найти. Если мы это будем иметь в виду, то мы предоставим детям больше свободы. Сейчас его не заинтересовала классика, но, послушав других ребят и учителя в классе, у него остались воспоминания того интереса, который был у других. И потом, в силу того, что его не насиловали «образами», «композициями» и прочим, он сможет вернуться к этому. Потом... Повзрослев…