Наташа Пуше, кандидат филологических наук, автор проекта «Культура в нас».

 

УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

На Московской международной книжной выставке-ярмарке в 2016 году был круглый стол, посвящённый теме «Почему 11 лет школы не делают человека грамотным?». Это интересная проблема, которая привела нас к тому, что мы должны понять, чего мы хотим от школы, что мы имеем в виду, когда говорим о грамотности. И в конце у нас ЕГЭ. Какое отношение к грамотности имеет ЕГЭ?

Это говорит о том, что всё образование относительно гуманитарных наук зашло в тупик. А это значит, что само слово грамотность не понято. Мы-то чего хотим? Мы хотим выражать свои идеи. Мы хотим, чтобы нас поняли. Мы хотим понимать, что сказал другой, что написал другой. Мы хотим высказывать идеи не только на уровне «иди поешь» или «сам такой».

Из этого возникает проблема: мы хотим общаться, но никто никогда нас не учил, как это делать. Нас учили правилам каким-то. А сейчас все учёные, психологи, учителя, лингвисты бьют тревогу по поводу того, что люди перестали общаться. Они заменили всё это своими гаджетами. И считают, что в этом виноваты эти маленькие приборы. А не является ли причиной этого то, что мы просто не умеем это делать – общаться. Человек – это личность. Но личность начинается с того момента, когда он начинает общаться.

Грамотность – от латинского «грамматика» - учение о словесности.

Словесность (словарь Академии Российской 1789-1793 гг.) – это способность говорить, выражать. В 1807 году один автор пишет: словесность образует две науки – грамматику, научающую правильному употреблению слов, и риторику, показывающую «способ, как располагать и изъяснять мысли».

А чему сейчас мы учим? Орфографии с пунктуацией? Зачем? Это то же самое, как на курсах вождения обучить только тому, как устроен двигатель внутреннего сгорания. И после этого выдать права водителя. Но человек знает только двигатель внутреннего сгорания. Единственное  –  он только ехать не может. Ему об этом никто не сказал. Но здесь мы сталкиваемся с другой проблемой. Когда человеку говоришь, нужно научиться выражать свои мысли, человек говорит: «А у меня нет своих мыслей. Позвать мужа на кухню «Иди ужинать» я могу и без знания русского языка». И это, кстати, высказывание учителя русского языка московской школы. А потом можно опять говорить, что дети не хотят учиться, их ничего не интересует, и науки гибнут.

Но ведь это известный факт, что нация, государство существует до тех пор, пока существует язык. Почему же это так? Что за астральная связь? Какое отношение имеет к существованию государства, нации язык? Вот человек не знает, как сказать что-то. У него есть мысль, но он не знает, как выразить её. Следующий шаг – у него уже нет мыслей. А зачем они ему? Он всё равно же их не может выразить. Нет мыслей у себя – нет мыслей у других – человек же судит по себе. Зачем ему знать мысли других? Если он не может выразить свои мысли, то зачем ему нужно знать чужие мысли? Ему становится неинтересно. Как такого человека можно чему-то обучить? Вы знаете ответ на этот вопрос? Мой ответ – такого человека не обучить ничему. Но мы будем иметь много медалистов в школе. Все у нас будут писать ЕГЭ на отлично, и заканчивать всевозможные университеты. И таким образом мы получаем людей, которые очень много чего-то делают, шебуршатся  на своих рабочих местах, но они не получают продукт. Там недалеко и до конца государства. И всё это называется деградацией.

Заставить человека вызубрить правила считается, что это легче, чем научить его пониманию Слова. В этом случае мы говорим не об обучении,  не о просвещении, в этом случае мы говорим о дрессуре. И в этом случае мы низводим человека до животного. Тут стоит опять вопрос: так чего же мы хотим от школьников, от студентов? Натасканного Шарикова? Или просвещённого Человека? Ведь тут возникает коллизия. Чтобы получить Человека с большой буквы, придётся говорить о достоинстве, высоких целях, о благородных порывах, высоких чувствах, а если не владеешь языком, как об этом поговоришь? А не заменить ли нам это всё натаской и дрессурой? И дёшево и сердито. И отчитаться можно, и бумажки все в порядке. Всё же графы, можно просто крестики ставить. А потом мы в большом возмущении, удивлении, негодовании по поводу того, что творится в стране. Вот на выборы пришло меньше 50% избирателей. Это совершенно конкретный результат неумения владеть Словом. Человек не может разобраться, что ему говорят, и ему не хочется выражать своё мнение. Не только свои мысли, но даже и своё мнение – какого депутата выбрать в Госдуму. Так что на месте всех этих партийных деятелей… занялись бы они вопросом, чего же мы хотим от основы нашей нации и государства – то есть русского языка. Если мы сможем правильно ответить на этот вопрос, победа будет за нами. Потому что сколько бы мы ни наращивали свою военную мощь, мы всё равно будем уничтожены как нация собственным незнанием собственного языка. И вопрос стоит: быть или не быть? И он начинается с того самого букваря, который лежит на парте первоклашки.