Северская Инесса Александровна, кандидат филологических наук, участник проекта «Культура в нас».

 

 

Что каждый должен знать о чтении

 

Начнём с того, что необходимо достичь чёткого понимания, что же такое чтение, так как исследования показали, что большинство людей не знают, что это такое. Конечно, большинство людей способны видеть буквы и произносить звуки. С этим у них дела обстоят хорошо. Но только это не является чтением. Редко какой человек «долетит» в своём представлении о чтении до середины определения этого слова, данного в толковом словаре русского языка. Это касается не только учеников, но и их родителей и учителей. Каждый человек должен быть профессионалом в чтении, именно так он получает почти всю информацию в своей жизни. Значит, человек должен в совершенстве овладеть процессом получения знаний из письменных источников. От этого зависит его успех в любой области.

А с чем мы сталкиваемся, когда спрашиваем у людей, что такое «читать». У детей – с тем, что «читать – это читать», а у взрослых – что «читать – это процесс постижения сути явлений». И то и другое свидетельствует о том, что нет простого и чёткого понимания, что же мы должны делать, когда мы говорим о том, что мы читаем.

Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А.Кузнецова даёт такое определение: «Читать – это воспринимать что-либо написанное или напечатанное буквами или другими письменными знаками, произнося вслух или воспроизводя про себя».

А теперь давайте поймём это определение.

Читать – это воспринимать.

В словаре С.А.Кузнецова понятие «воспринимать» имеет два значения:

1. Распознавать, ощущать органами чувств;

То есть, большинство людей глазами, а слепые на ощупь, руками, получают зрительное или осязательное ощущение письменных знаков.  Обычно, именно об этом шаге говорят дети, когда мы их спрашиваем, что такое «читать». Они отвечают: «Читать – это водить глазами по строчкам».

И если опираться на первое значение слова «воспринимать», то можно с радостью сказать, что в таком ответе дети правы. Но дело в том, что у слова «воспринимать» есть ещё и второе значение.

2. Понимать, постигать, усваивать.

И именно этого не знают и не делают наши дети, а также и многие взрослые.

Так что такое «понимать»? Понимать – это делать ясным, чётким, простым, не требующим разъяснений значения слов, если говорить о чтении. Как это сделать? Нужно иметь значение этого слова и иметь визуальное представление об этом.

А что такое «постигать»? Постигать – это проникать в суть чего-либо.

А «усваивать» - это разбираться в чём-либо и запоминать. В данном случае, когда мы говорим о чтении, мы имеем в виду понимание, постижение и уяснение идеи автора. Для этого нужно иметь ясность, что значит каждое слово, которое автор использовал для выражения своей идеи. А также для постижения идеи автора необходимо представить её себе в своём воображении.

Из вышесказанного следует, что «воспринимать» - это не только водить глазами по строчкам текста. Это очень большая работа. И главным в этой работе является именно понимание идеи. Поначалу эта работа очень трудоёмкая и для многих непривычная. Однако выработка именно этой способности, то есть умения понимать и проникать в суть написанного, является основой культуры и дальнейшего развития личности.

В понятие «читать» входит, как следует из определения, понятие «воспроизводить», которое означает: создавать вновь, в точности повторяя.

Значит, при чтении нам необходимо повторить написанные или напечатанные слова вслух или про себя.

Итак, мы подробно рассмотрели значение слова «читать» и можем сделать вывод, что процесс «читать» не является одношаговым действием.

Читать – это:

  1. Повторять написанные или напечатанные слова вслух или про себя.
  2. Делать ясным значения слов.
  3. Представлять написанное.

 

Такое определение является инструкцией к тому, как читать.

Такое определение позволяет понять, на каком именно этапе у человека возникает проблема с этим действием читать.

Для выполнения первого шага требуется знание написания букв, знание произношения букв, артикуляционные навыки произносить слова и способность охватывать зрением сразу всё слово или даже несколько слов. В общем, это тот шаг, который мы с вами проверяем на так называемой «технике чтения». То есть на «технике чтения» мы проверяем, насколько человек приобрел умение, натренировался, быстро и правильно воспроизводить слова. И это всё, что мы проверяем на этом тесте. Но никак не чтение в целом! На этом этапе человек выполняет только первый шаг в процессе чтения. И не нужно придавать этому шагу большее значение, чем он имеет. Он просто является первым шагом.

Далее, выполняя второй шаг, читающему необходимо понять все слова в тексте. Это то, что мы с вами называем словарной работой. Она зачастую рассматривается как дополнительный момент при чтении. Момент, который делает чтение глубоким. Это является ошибочным отношением к этому шагу. Дело в том, что это не дополнительный момент к чтению. Это составляющая  чтения. Без этого действия чтение перестает быть чтением! Многие родители настолько рады, что их ребёнок может быстро произносить слова из текста или быстро на память прочитать стихотворение, что им и в голову не приходит, что эти слова для ребёнка вовсе не являются словами, а являются набором звуков. Приведём реальный пример. Шестилетний ребёнок наизусть бойко рассказывает отрывок из сказки Пушкина о царе Салтане: «…ядра чистый изумруд…». Рядом стоящая бабушка счастлива и одобрительно кивает головой. Однако, на вопрос к мальчику, знает ли он, что такое «ядра», мы получаем от него ответ: «Не знаю.» «А что такое «изумруд»?» – «Не знаю.» И как это ни печально, мы делаем вывод, что сказку мальчик не знает. Поэтому необходимо развить у каждого ребёнка и взрослого это стремление к пониманию каждого воспроизведённого слова. В этом шаге хорошо познакомить ребят со словарём и выработать у них привычку при встрече с непонятным словом обращаться к словарю, а не додумывать, на что это слово похоже и что оно, «наверное», значит. Иначе мы получим с вами людей, у которых «землянка» - это земля в собственности, «светлица» - это лампочка, «лорнет» - это музыкальный инструмент, а гибкий «стан» - это заводской станок. К сожалению, далеко не каждый взрослый знаком с такой книгой, как толковый словарь. Но в наших с вами силах возобновить и укрепить эту традицию. Однако нам с вами нельзя забывать, что узнавание значения слова должно быть подкреплено визуальным рядом. Благодаря интернету сейчас есть прекрасная возможность, не выходя из дома и не рыща по библиотечным полкам в поисках нужной иллюстрации к тому или иному понятию, увидеть, что такое землянка, светлица, лорнет, стан, партер, сивый, пряжа, невод  и т.д. и т.п.  Все эти картинки очень помогают при понимании значения слов и направляют нас сразу к третьему шагу в чтении. Поэтому очень призываем всех – учителей, родителей, самих детей – смотрите картинки тех слов, значение которых узнаёте по словарям. Это ведёт к умственному, душевному и физическому здоровью.

И вот он третий шаг – представить написанное. Это отдельное действие. Оно не происходит само по себе. Его нужно тренировать и выполнять! Конечно, если вы уже давно читаете так, что полностью понимаете все слова и точно представляете написанное, то вы, возможно, уже не замечаете этого действия как отдельного шага процесса чтения. Но это только в том случае, если вы уже профессионал в чтении. Когда мы общаемся с учениками, то становится очевидным, что этот шаг они совсем не привыкли делать. Более того, с непривычки они устают его выполнять. Но это только с непривычки. Свои умственные способности можно натренировать так же, как мы тренируем и своё тело. Поначалу бывает сложно, и даже мучительно. Но, продолжая тренировки, мы становимся с каждым разом сильнее и выносливее. Также и со способностью представлять написанное. Эту способность нужно тренировать. Без этого шага чтение опять перестаёт быть чтением. Например. Известная фраза из романа «Евгений Онегин»: «Театр уж полон; ложи блещут». Занятие в восьмом классе. Изучили значения слов «ложа» и «блещут». Далее мы задаём вопрос: «Что значит «ложи блещут»? Молчание. Некоторые невнятные ответы наподобие: «Они светятся, там что-то металлическое есть». То есть, выполнены первые два шага из нашей инструкции по чтению. Но остаётся третий шаг – представить написанное. И если он не сделан – это снова не чтение. И только разобравшись, что ложи блещут драгоценностями дам высшего света, которые находятся в ложах, ребята смогли  в своём воображении создать представление того образа, который Пушкин описал этими словами. Как только они представили, по классу прокатился радостный гул понимания. Следуя этой же инструкции, состоящей из трёх шагов, мы прочитали целый отрывок. Дети были счастливы. В своих отзывах после занятия некоторые написали, что «до этого любили читать только фантастику, а теперь готовы и классику почитать», «произведение «Евгений Онегин», оказывается, достойно внимания. Я хочу его прочитать». Из наших наблюдений мы сделали вывод, что дети, на самом деле, читать хотят, просто они не умели этого делать!

Чуть выше мы уже порадовались прекрасному подспорью  в наглядности, которое нам предоставил интернет. Но не надо путать наглядность с заменителем чтения в виде экранизации и мультипликации, которые являются, по своей сути, трактовками произведений и уничтожают самостоятельную работу детей по пониманию прочитанного.

Итак, только когда мы выполняем все три шага, мы можем сказать, что мы читаем!

Именно это мы устанавливаем с детьми на наших уроках по чтению. Наша программа «Культура в нас» проводит занятия по чтению, на которых участники занятия тренируются в выполнении этих шагов. Конечно, прежде чем перейти к правильному чтению про себя, необходимо потренироваться читать вслух. В качестве образца мы используем аудиокниги в исполнении Наташи Пуше. На примере этого исполнения мы тренируемся понимать и представлять написанное. Из всех исполнителей, которые есть в настоящее время, наша программа выбрала уникального современного исполнителя – Наташу Пуше.

Что отличает Пуше от других исполнителей, и чем мы руководствовались в нашем выборе? Первое, это умение голосом создать в воображении слушателей картины-образы, созданные автором. Второе, это умение владеть голосом как инструментом для создания персонажей, состояний, настроений, эмоций. Третье, умение передать именно то значение слова, в котором оно используется в данном контексте. И исполнить каждое слово именно с той интонацией, которую требует смысл данного слова у данного образа. Пуше, с нашей точки зрения, является эталоном точной работы исполнителя с текстом автора, она не добавляет собственных интерпретаций. Четвёртое, это умение выдержать целостность образа в своём исполнении на протяжении всего прочтения произведения, ведь зачастую исполнители забывают то, каким автор создаёт персонаж в начале произведения, и как характер этого персонажа меняется, развивается и проявляется в дальнейшем.

Это те качества, которые, с нашей точки зрения, необходимы для точного воспроизведения идеи автора. Наш исполнитель прошёл строгий суд – это мнение самих слушателей, большей частью которых является детская и юношеская аудитория. Те многие одобрительные отзывы, которые мы слышим, и те высказывания о возникшем желании читать и слушать классику, говорят нам о том, что мы в выборе исполнителя не ошиблись. Можно смело утверждать, что для детей это самое удачное исполнение – оно очень живое, в нём нет «заунывного» академизма.

Наташа Пуше использует широкую палитру интонаций, тембров, обертонов, манер произношения для создания образов, описанных словами автора текста – Пушкина, Ершова и других. Все образы, озвученные ею, совершенно разные, нет повторяющихся и похожих. Благодаря её исполнению становится понятно, что каждое слово, используемое писателем, имеет своё значение и должно быть выражено конкретным, определённым способом, соответствующим конкретному персонажу или конкретной ситуации. А с чем мы чаще всего сталкиваемся у детей? С тем, что у ребёнка есть несколько готовых к использованию стереотипов – это голос и поведение мамы, папы, дедушки и бабушки. Он с детства приучен к этим интонациям, к этим знакомым реакциям, через которые он смотрит на мир. Мальчик, который в четвёртом классе категорично заявляет с папиными интонациями: «Я не приемлю никаких электронных носителей – а только бумажные!» - живёт не своей жизнью. Он и произведения Пушкина и других авторов читает через привычные стереотипы родителей. У него Онегин не отличим от папы, от Ленского и от Татьяны. Исполнение Наташи Пуше позволяет ребёнку выйти из привычных рамок и постичь огромное многообразие характеров, существующих в жизни. Это позволяет человеку стать открытым для познания мира, для принятия разных точек зрения. Это и есть совершенствование, образование и развитие культуры личности.

Когда слушаешь Наташу Пуше, то понимаешь, что все слова, которые использовал автор, он использовал не случайно: в тексте нет ни лишних слов, ни недостатка слов. Каждое слово стоит на своём месте и играет очень определённую роль. Такое исполнение русской классики позволяет понять, в чём заключается гений писателя. Не просто услышать наставление учителя, передающего мысль о ценности русской литературы и, конкретно, значимости Александра Сергеевича Пушкина, а самому понять и уловить то мастерство, с которым писатель выражает себя.

Слушая Наташу Пуше, понимаешь, что голосом можно передать огромное разнообразие идей, состояний, эмоций, оттенков мысли. Для детей становится реально, что можно так прочитать текст, что его будет как будто видно. Разные слова наполняются разной интонацией. В разных местах текста используются разные паузы. Голос передает настрой персонажа, отношение к нему автора, состояние природы, комизм ситуации. Обычно после прослушивания отрывка в исполнении Наташи Пуше мы спрашиваем у ребят, понравилось ли им прочтение и чем отличается то, как они читали отрывок, от того, как прочитала Наташа Пуше. Почти всегда дети отвечают: «Так она же читает с выражением! С интонацией!» Иногда кто-то спросит: «А зачем она такие паузы делает, зачем то резко читает, то медленно?» И тогда мы обращаемся к тексту автора. И находим в нём те подсказки, который автор оставил нам для нашего понимания: это слова, их семантика,  последовательность слов и знаки препинания. Разные знаки препинания требуют разных пауз. Та пауза, на которую ребята обратили внимание у Наташи Пуше, оказалась обусловлена тире, что оставил нам Пушкин: «…Партер и кресла – всё кипит…». А «резкость», отрывистость в конкретном моменте текста обусловлена семантикой  слов Пушкина «…ещё амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят…». А размеренная интонация утомления, сменяющая бурную картину «жизнедеятельности» амуров и чертей, «вызвана» усталостью ожидающих лакеев. А эта интонация, в свою очередь, незамедлительно переходит в  беспечную, незаинтересованную и пренебрежительную интонацию Онегина.  И вот тут внимание учеников естественным образом устремляется к тексту. Они хотят понять, что же видит в этом тексте Наташа Пуше, на что она ориентируется, когда так зримо исполняет, какую тайнопись она воспринимает в этих словах. И мы с вами получаем самое главное – интерес детей к идеям другого человека, а ведь суть чтения именно такая – понять, что же хотел передать нам другой человек, причём человек, которому есть что нам сказать, как, например, Александр Сергеевич Пушкин. И для ребят становится понятно, что чтение – это определённое мастерство, в том числе мастерство владения голосом, которому можно и нужно обучаться. Чтение становится для них занятием увлекательным, занятием не таким, которое «надо делать», а занятием интересным. И надо им помочь на первых порах удержать этот интерес и выработать навык к настоящему чтению.

Слушая Наташу Пуше, мы также обращаем внимание на так называемую внутреннюю дисциплину ума. Ведь когда мы читаем литературное произведение, да и вообще, когда мы общаемся с кем-либо, то сначала нам необходимо полностью понять идею говорящего или пишущего. Именно его идею, а не собственные размышления на заданную тему. Необходимо выработать в себе способность чётко удерживать себя в рамках той идеи, которую читатель получает и должен понять. Если автор создает идею «дряхлой старушки» с «впалыми сверкающими глазами», которая оказывается колдуньей, то при представлении этого персонажа в своём воображении и при озвучивании этого фрагмента текста мы должны создать образ именно старушки, именно дряхлой и именно с впалыми глазами, даже если раньше нам колдуньи казались совсем другими. В этом и заключается прелесть чтения – мы узнаём, что хотел нам сказать другой человек, а не подменяем его идею собственными уже известными нам представлениями. А потому, например, когда мы слушаем Наташу Пуше в образе Наины из поэмы «Руслан и Людмила», мы учимся точно воспринимать автора. И мы избавляемся от таких «хитростей», когда своё невнимание и непонимание мы оправдывали идеей «а я так вижу», которую обычно мы ничем не могли обосновать. Наше понимание теперь основывается на тексте, а не на каких-то внутренних мистических ощущениях.

Такое чтение развивает человека многосторонне: развивается его способность представлять, наблюдать, выражать себя, понимать и осознавать тонкости своего и чужого внутреннего мира. Да и сам внутренний мир развивается, даже у тех учеников, которые раньше казались нам совсем безнадёжными. Кроме того, оно позволяет при чтении не вслух, а про себя, также использовать мысленно различные виды интонаций, так как зачастую мы в сознании проговариваем текст, который читаем.

И вот теперь, когда стало понятно, из каких шагов состоит чтение, что представляет собой каждый шаг, когда человек научился применять эти шаги и когда он делает их непринуждённо, с лёгкостью, то есть профессионально, то можно сказать, что человек действительно умеет читать и он может получить пользу и удовольствие от этого процесса.